Domovoi Euromost
Откуда : Вашингтон
| 27.06.12 2:22 | |
| Кодекс "Къонахалла"
- Главной целью и смыслом жизни къонаха является служение своему народу
(къам), своему Отечеству (Даймохк). Интересы народа и Отечества для него всегда выше личных интересов.
- Къонах присягает и служит только Отечеству. Ради Отечества он готов
пожертвовать жизнью, но никогда, ни при каких обстоятельствах, къонах не поступается личным достоинством и честью.
- Высшим проявлением служения къонаха является защита Отечества от нашествия
врага. Смерть в справедливой войне или при защите своей чести и достоинства предпочтительна для къонаха, чем жизнь в бесчестии и позоре.
- Созидательный труд во благо Отечества в мирное время является таким же
долгом къонаха, как и защита своей страны во время войны. Труд не только не унижает, а, наоборот, возвышает достоинство къонаха.
- В любых обстоятельствах Къонах должен проявлять уважение к Отечеству и
выбору своего народа. Он должен уметь подчинять свои личные пристрастия и предпочтения этому выбору, даже если при этом ему придется поступиться своими убеждениями.
- Къонах должен помнить о том, что для него Отечество, личное достоинство и
честь дороже жизни. Но когда он вынужден выбирать между интересами Отечества и своей честью, къонах покидает Отечество.
- В служении Отечеству Къонах не ждет благодарности за свои деяния. Для
къонаха нет выше награды, чем благодарная память народа.
- Поступками и чувствами къонаха управляет разум, а сердце помогает ему
избежать крайностей. Но основа отношения къонаха к миру – человечность. Все, что находится за ее пределами, недостойно къонаха.
- Сущность человечности – в мудрости, гуманном отношении к миру и людям,
милосердии и сострадании. Гуманность и милосердие къонаха проявляется не только в сострадании к людям, а в их защите и помощи. Къонах должен быть милосердным прежде всего к слабым и немощным.
- Справедливость – истинная мера в отношениях къонаха с людьми. Он должен быть
справедливым к другим так же, как и к себе. В своих действиях къонах исходит из принципа взаимности: «Не делай другим того, что может быть неприятно тебе».
- Благородство къонаха проявляется не только в справедливости, но и в
почтительности, уважении к людям, независимо от их возраста и социального статуса. В общении с людьми он должен быть предельно вежливым, сдержанным и скромным.
- Главным богатством къонаха является его честь и личное достоинство. Все иные
блага этого мира можно обрести вновь, однажды утратив, но утраченная честь обретается вновь лишь через достойную смерть.
- Духовная чистота – это зеркало, в котором отражается внутренняя сущность
къонаха и его деяния. Без нее не может быть подлинной человечности и сострадания.
- Истинное мужество проявляется в терпении и умении управлять собой и
ситуацией. Безумная храбрость – это мужество с закрытыми глазами, она простительна юнцу, не знающему цены ни своей, ни чужой жизни. Выдержка къонаха – это мужество знающего, осознанный шаг навстречу смерти.
- Истинная вера и справедливость являются высшей духовной целью къонаха.
Сущность мира къонах познает умом и сердцем, а сущность веры – сердцем и душой. В религиозных делах къонах руководствуется словами Пророка: «Нет принуждения в религии».
- Къонах должен постоянно оттачивать свой ум, постигать мудрость и опыт
других, изучать науки, дающие ключ к познанию мира, так как только через знание можно прийти к истинной вере и постижению справедливости.
- Къонах должен быть скромным в религиозных ритуалах. Он никогда не
подчеркивает своей религиозности, не подменяет истинной веры формой. Для къонаха внутренняя сущность веры всегда важнее ее внешнего проявления, так как первое угодно Всевышнему, а последнее – людям.
- Къонах готов достойно встретить любые испытания, которые ему пошлет судьба.
Но он помнит, что Всевышний всегда оставляет ему выбор между Добром и Злом и готов ответить за свой выбор перед Богом и людьми.
- Надежда на Всевышнего не покидает къонаха никогда. Она помогает ему и в
неравной битве, и в любых сложных обстоятельствах. В ней – источник его внутренней силы и терпения.
- Къонах терпимо относится к представителям других религий, не навязывает
силой и принуждением им своих взглядов или образа жизни. Насилие приводит к лицемерию, а оно несовместимо с истинной верой.
- Къонах не должен посягать на личное достоинство и честь других людей. При
этом он должен быть снисходительным к их слабостям и ошибкам.
- Къонах должен уметь не только отстаивать свою правоту, но и выслушать чужое
мнение, согласиться с ним, если оно истинно. Признать правоту, уступить в споре или ссоре более слабому противнику является не слабостью, а проявлением благородства.
- Сделанное ему добро къонах возмещает многократно. Ведь благодарность
является чертой благородного человека. Сам же он не ждет благодарности за содеянное добро.
- Къонах должен достойно вести себя и в веселье, и в печали. Тень грусти на
лице и мрачное молчание неуместны на пиру так же, как смех и многословие во время тризны. В любой ситуации он должен проявлять выдержку и спокойствие.
- Къонах должен уважать и почитать своих родителей, заботиться о них,
обеспечивать их старость. Он должен делить с ними не только кров и хлеб, но и радость, и горе.
- В своей семье къонах должен быть таким же справедливым, как и в обществе. И
в наказании, и в поощрении он должен быть ровным и сдержанным. Он не должен опускаться до оскорбления или физического наказания членов семьи.
- Къонах должен быть скромным в жизни, в быту, в общественных делах. Ум,
мужество, деяния къонаха должны оценить, прежде всего, окружающие. Но даже субъективность этой оценки не дает ему повода восхвалять самого себя.
- Честь и достоинство женщины для къонаха неприкосновенны. Къонах никогда не
позволит в своем присутствии обидеть женщину.
- Жизнь женщины для къонаха неприкосновенна вдвойне. Къонах ни при каких
обстоятельствах не поднимет на нее оружия, даже в виде угрозы.
- Къонах никогда не причинит боли и страдания ребенку. Нет такой цели, во имя
которой къонах мог бы пожертвовать жизнью и здоровьем детей.
- Жизнь и свобода гостя для него дороже собственной жизни. Но он не несет
ответственности за гостя, совершившего преступление.
- В чужой стране къонах должен не только соблюдать ее законы, но и уважать ее
обычаи и традиции, и следовать им в той мере, какой это не задевает его национального достоинства. В этом выражается его благодарность за воздух и хлеб этой страны.
- Благородство (оьздангалла) къонаха проявляется в культуре его поведения
(гIилакх). Никакие обстоятельства не могут заставить къонаха нарушить этикет.
- Дружба для къонаха священна. Ради дружбы Къонах готов на любые жертвы.
Настоящего друга он любит как брата, уважает как отца и почитает как дорогого гостя.
- В дружбе къонах должен быть верным и преданным. Защищая своего друга, къонах
не щадит своей жизни. Он в равной степени познается и в дружбе, и во вражде.
- Великодушие – это мера отношения къонаха к врагу. На войне къонах должен
соблюдать меру дозволенного по отношению к врагу, не давать воли чувству гнева и озлобления.
- Къонах проявляет по отношению к побежденному врагу благородство и
милосердие. Он предпочитает благородного врага ненадежному другу.
- Къонах не должен применять оружие против безоружного врага. Тяжело раненному
врагу он обязан оказать посильную помощь так же, как сделал бы это для любого человека.
- Къонах должен по возможности избегать поединка с более слабым противником,
так как любой исход такого боя не прибавит ему славы, но может уронить его имя. Если же поединок неизбежен, то он должен дать противнику возможность выбрать оружие и быть снисходительным к нему.
- Къонах не должен уклоняться от боя с сильным противником. Но он всегда
предпочитает мир войне, если такое возможно без ущерба интересам народа, его чести и личному достоинству.
- Къонах обязан бережно хранить лучшие традиции своей фамилии, помнить своих
предков, уважительно относиться к своему прошлому и к истории своего народа.
- Къонах в течение всей жизни должен заниматься совершенствованием своего духа
и тела для того, чтобы служить своему народу с максимальной пользой.
- Къонах отвечает за свои слова и поступки. Он выполняет данное им другим
людям слово и никогда, даже ценой собственной жизни, не нарушает данной им клятвы.
- Здоровое честолюбие может быть присуще къонаху, но зависть к чужой славе или
богатству – недостойна его. Она лишает ясности разум, наполняет ядом сердце. Там где зависть, не может быть человечности, а, следовательно, и милосердия.
- Чувство соперничества может помочь къонаху быстрее достичь цели, но оно
неуместно по отношению к другу или брату. При этом соперничество во имя Отчизны - благородно, во имя личной славы – недостойно.
- Къонах должен избегать лжи и клеветы, как и людей, от которых она исходит.
Он никогда не говорит о людях того, чего бы ни сказал в их присутствии. О мертвых или попавших в беду къонах говорит хорошо или ничего.
- Правдивость и искренность къонаха истекают из мужества. Но нет ничего более
недостойного для него, чем лицемерие. Оно возникает из подлости и трусости и почти всегда порождает предательство.
- Учтивость и почтительность не должны переходить в заискивание и
низкопоклонство перед богатыми и влиятельными людьми. Особую почтительность къонах должен проявлять только по отношению к женщинам и старейшим. При этом почтительное отношение к старшим является проявлением воспитанности, к женщинам – проявлением мужественности, к младшим – благородства.
- Ни при каких обстоятельствах Къонах не должен посягать на чужую
собственность.
- Къонаху не противопоказано накопление богатства. Накопленное праведным путем
богатство настоящего къонаха может послужить не только его интересам, но и интересам его народа и Отечества. Жадность и скупость могут сделать бесполезными лучшие качества любого человека, так же, как и чрезмерная расточительность – разорить самого богатого. Щедрость же приумножает не только славу къонаха, но и его благосостояние.
- Къонах должен мужественно переносить все тяготы жизни, выпавшие на его долю,
в том числе и физические страдания.
- Къонах с уважением относится к своему оружию, чтит его, не обращается к нему
без необходимости, никогда не применяет его ради наживы или неправедного дела.
- Къонах должен быть готов к смерти в каждое мгновение, ибо нет ничего вечного
в этом мире. Но къонах не должен стремиться к смерти и без необходимости испытывать судьбу, так как жизнь есть высший дар Всевышнего человеку.
- Смерть къонаха должна быть такой же достойной, как и его жизнь.
|
|