EUROMOST
Приветствие
EUROMOST
Приветствие
EUROMOST
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

EUROMOST


 
ФорумПорталПоследние изображенияРегистрацияВходРадиоТранслит

Поделиться | 
 

 Исторический вклад мусульманских ученых

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Domovoi
Euromost
Euromost
Domovoi


Откуда : Вашингтон

Исторический вклад мусульманских ученых _
 Исторический вклад мусульманских ученых Empty03.12.10 17:03

Медицина

* Книга короля медицины Ибн Сины (980-1037) "Аль-Канон" считалась основой медицины не только в исламском мире, но и в Европе. Лучшим доказательством этого является то, что эта книга, считавшаяся "медицинской Библией", в течение 600 лет служила учебным пособием в европейских университетах. Ибн Сина (Авиценна) был примером для европейцев также и в том, что является автором изобретений в 29 областях науки, включая медицину.
* Рази (864-925) - врач, равный по глубине знаний Ибн Сине. По предположению некоторых исследователей, он впервые выделил и описал такие заболевания, как ветряная оспа и лихорадка.
* Воспитатель и учитель Фатеха Султана Мехмета - Ахшамсаддин (1389- 1459) выявил существование микробов (Некоторые исследователи связывают открытие микробов с именем Ибн Сины).
* Камбур Весим (ум. 1761) обнаружил микроб туберкулеза.
* Ибрагим Джессар (ум. 1009) еще 1000 лет тому назад указал на причины заболеваемости проказой и предложил методы её лечения, Ибн Хатиб (1313-1374) сделал научное предположение об инфекционном характере холеры.
* Мусульманские врачи в течение многих столетий были на передовых рубежах науки в области исследования глазных болезней. Ибн Рушд (1126-1198) был первым, кто изучил функции ретины - глазной ткани. Научный труд "Тезкира" знаменитого врача по глазным болезням Али бин Исы в течение многих столетий был единственным источником информации в этой области.
* Ученый-мусульманин по имени Аммар еще 9 веков тому назад использовал только ему известный способ хирургической операции на глазу.
* Али бин Аббас (ум. 994) провел хирургическую операцию рака, соответствующую современному уровню хирургических операций; написанная им медицинская энциклопедия "Китабул-Малики" не потеряла своей актуальности и сегодня.
* Ибнун-Нафис (1210-1288), описал малый круг кровообращения, приблизительно на 300 лет опередив европейских ученых, и подробно указал все особенности этого открытия в написанных им комментариях к книге Ибн Сины "Канон".

Первая больница была создана в 707 году во время правления халифа Валида бин Абдулмелика из династии Омеядов. Все затраты на содержание этой больницы осуществлялись за счет государства. При этом прокаженные и слепые обеспечивались продуктами питания. И вот в то время, как на мусульманском Востоке проводились научные работы такого уровня, в Европе врачей считали шарлатанами, а больницы - прибежищем сатаны. Врачи, пытавшиеся проводить хирургические операции, подвергались гонениям.

Математика

Невозможно отрицать успехи мусульман и в области математики. Этими достижениями восхищаются и современные европейские ученые. К примеру, знаменитый западный ученый проф. Жак Рислер сказал: "Учителями математики нашего Возрождения были мусульмане".
Французский ученый проф. Э.Ф. Гаутье восторженно произнес: "Европейская культура обогатилась не только алгеброй, но и другими разделами математики за счет достижений мусульманских ученых; воистину, современная западная математическая наука - не что иное, как продолжение исламской математики".

* Основоположник алгебры Хорезми (780-850) впервые использовал цифру ноль. Он написал первую книгу по алгебре под названием "Аль-Джабр вал-Мугабиле". Слово "Аль-Джабр" из названия книги, подвергшись изменению в произношении западных ученых, стало звучать как "Алгебра".
* Беттани (858-929) - один из тех ученых-мусульман, который стал примером для Европы в области математики. По мнению Жака Рислера, именно Беттани фактически заложил основы тригонометрии.
* Понятие о синусе также открыто мусульманами. Мусульмане называли "синус" словом "сейб". На Западе это слово подвергшись изменению, приняло звучание "синус".
* Абул-Вафа (940-998) внес в тригонометрию понятие о тангенсе, котангенсе и косекансе. Насреддин Туси (1201-1274) был автором первого серьезного труда по тригонометрии. Открытие переменных формул в тригонометрии принадлежит Ибн Юнусу (ум. 1009).
* Формулу бинома, которая приписывается Ньютону, внёс в алгебру Омар Хайям (ум. 1123)
* Дифференциальное исчисление было открыто задолго до Ньютона Сабитом бин Гурра (ум. 901). Впервые геометрическую алгебру ввёл не Декарт, как многие думают, а мусульманский ученый Сабит бин Гурра.
* Шпенглер (1880-1936) утверждал, что понятие функции впервые введено в математику в Европе и что он никогда не встречал упоминания об этом ни в какой другой культуре. Однако Мухаммед Игбал, проводивший широкие исследования в этой области, решительно отвергая подобные утверждения, доказал, что идея о функциях была выдвинута Бируни на многие столетия раньше европейцев.
* Гиясаддин Джамшид (ум. 1429) впервые открыл десятичную систему исчисления и написал научный труд, посвященный этой теме. Он также впервые использовал запятую в математическом счислении.

Астрономия

Астрономия - еще одна из областей науки, которая интересовала мусульманских учёных. Почти во всех крупных городах исламских государств существовали обсерватории. В них мусульманские ученые столетиями проводили научные исследования, открывали многие тайны науки, которые стали источником вдохновения для таких западных ученых, как Джордано Бруно (1546-1601), Коперник (1473-1543), Галилей (1564-1642). Бывший профессор Исламского института в Париже Жак Рислер сказал следующее о влиянии мусульман на Возрождение Запада: "Мусульманские астрономы оказали на наше Возрождение такое же влияние, как и учёные-математики".

* Мусульмане усовершенствовали, даже можно сказать заново создали астролябию (устурлаб) - инструмент для определения месторасположения звезд, измерения расстояния между ними. Зеркали (1029-1087) изобрел самую точную и удобную для того периода астролябию.
* Мусульманские ученые задолго до европейцев высказали мысль о шарообразной форме Земли, а также о ее вращательном движении. Ещё Бируни доказал, что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. В результате исследований, которые он проводил в Индии близ города Нандана, Бируни смог вычислить площадь поверхности Земли. Примененный при этом метод именуется в Европе "правилом Бируни".
* Ещё в IХ-Х веках братья Муса вычислили длину Земной окружности.
* Труды Фергани в области астрономии на протяжении 700 лет использовались в Европе в качестве учебного пособия. Фергани также открыл существование пятен на Солнце.
* По мнению Лаланда, "Саби джадваллери" - таблицы по астрономии Беттани, признанного одним из 20 всемирно известных астрономов, были приняты в Европе за основу вплоть до эпохи Коперника (1473- 1543). Беттани также удалось вычислить солнечный год, причем его данные почти полностью совпадают с современными (с погрешностью всего в 24 секунды).
* Будучи правителем, Улуг бек (1394-1499) посвятил себя науке. Он построил в Самарканде большую обсерваторию, прославился как великий астроном своей эпохи.
* Али Гушчи (ум. 1474), названный "Птолемеем своей эпохи", вычислил кривизну эклиптики, причем, названное им число незначительно отличается от современных данных (23030'13"; современные данные 23027'). Фергани был первым ученым, который вычислил точное значение кривизны эклиптики.
* Битруджи (XIII век), опровергнув теорию движения планет по окружности вокруг внешнего центра, открыл дорогу Копернику.
* Джабир бин Афлаф (XII век) намного раньше европейцев нашел угол азимута, по которому измеряется яркость и место расположения звезд. Германский астроном Режинтан тем же методом пришел к подобным результатам 300 лет спустя.

Физика

* Ахмед бин Муса в своем произведении "Удивительные системы" начертил план около 1000 приборов с системой автоматической регулировки.
* Абул-Изз Исмаил аль-Джазари (ум. 1206) в своем произведении "Китабул-Хиял" ("Книга грез") заложил основы кибернетики.
* Основоположник оптики Ибн Хейсам (965-1051) своим научным трудом "Книга изображений" дал толчок деятельности таких ученых, как Роджер Бэкон (1214-1294), Кеплер (1571-1630) и Леонардо да Винчи (1452-1519). В мире науки книга считалась фундаментальной в течение 600 лет. Механизм отражения света в сферических зеркалах назван его именем - "проблема Аль-Хазина" (так звали Ибна Хейсами в Европе).
* Фараби (870-950) дал толкование физической природы звука.
* Ибни Гераре (ум.1100) впервые сконструировал токарный станок.
* Ахмед Челеби (XVII век) по прозвищу "Хазарфянн", привязав к спине орлиные крылья, впервые удачно осуществил полет, от башни Галата в Стамбуле до Доганлар в Ускюдаре. Лагари Хасан Челеби, живший во времена Мурада IV, прославился тем, что изобрел аппарат по типу ракеты и осуществил на нем успешный полет.
* Ученый-мусульманин по имени Ибни Фирнанас в 880 году впервые сконструировал аппарат наподобие аэроплана. Для своей конструкции он использовал плотную ткань и перья птиц. Ему удалось довольно долго парить в воздухе и плавно приземлиться. На Западе же братья Орвилла Райт смогли осуществить первый полет на аэроплане только в 1903 году.
* Принято считать, что закон притяжения Земли открыл Ньютон, хотя исламских ученых, начиная от Рази и Бируни до Хазини, интересовал закон притяжения Земли. Профессор Исмаил Хегги Измирли и Ахмед Гюркан своими исследованиями доказали, что Рази и Бируни высказывали мысль о законе притяжения Земли. Эти исследования показали, что исламские ученые задолго до Ньютона открыли закон притяжения Земли, сформулировали теории в этой области.
* Ибн Юнус задолго до Галилея (1564-1642) пользовался часами с маятником.
* Хазини в своем труде "Мизанул-Хикмет" даёт понятие о весах, а также показал найденные им удельные веса многих веществ.
* Бируни с большой точностью нашел удельный вес 18 веществ (некоторые результаты сравнимы с современными данными), определил вязкость воды.
* Хазини определил плотность воздуха намного раньше Торичелли (1608-1647), исследовал зависимость между плотностью воздуха и скоростью ветра.
* Джабир бин Хайян (721-805), именуемый "отцом химии", впервые высказал мысль об огромной энергии, скрытой внутри атома, о возможности его расщепления, о том, что при этом образуется сила, которая может разрушить Багдад.
* Ученик Насреддина Туси - Гутбеддин Ширази на 300 лет раньше Декарта дал верное объяснение такому природному явлению, как радуга ("алаимус-сяма").
* Проф. Абдуссалам (1926-1979) удостоен Нобелевской премии за теорию единых слабых электромагнитных полей, хотя исследования в этой области были начаты, но не завершены ещё Эйнштейном (1879- 1955).

Химия

* Когда речь заходит о химии, прежде всего вспоминается Джабир бин Хайян. Его достижения в области химии превосходят Пристли (1733- 1804) и Лавуазьена (1743-1794). Джордано причислял его к дюжине гениев мира. В созданной Джабиром несколько веков тому назад специальной лаборатории ему удалось в результате научных опытов определить многие кислоты. И это далеко не единственное его открытие и изобретение.
* Рази, завоевавший славу не только врача, но и химика, выделил сернистую кислоту и чистый спирт.
* Мусульманский ученый по имени Башир определил фосфор, намного опередив европейца Бранта.
* Именно мусульмане впервые использовали порох и пушку. Пневматическая пушка является изобретением Фатеха Султана Мехмета (1432-1481).

География

* В формировании географии как науки мусульмане также сыграли большую роль. Путевые записи Эвлия Челеби (1611-1682), исследовавшего разные уголки земли, а также Ибни Батути (1304- 1369), объехавшего все континенты и материки, являются бесценной исторической и географической сокровищницей.
* Много веков назад Бируни предсказал существование Америки. Пири Раис (1465-1554) в книге "Китаби-Бахрийя" выдвинул предположение существования Америки.
* Проводником Васко де Гамы (1450-1554) в его путешествиях был мореплаватель-мусульманин по имени Ибни Меджид (XV век).
* Идриси (1100-1166) ещё 850 лет тому назад удалось составить географическую карту мира, близкую к современным картам. Еще Мурсиели Ибрагим за 52 года до Пири Раиса начертил карту Белого моря, вполне соответствующую современной.

Ботаника и зоология

* Ибн Байтар (1190-1248), завоевавший в средние века славу крупного ботаника и фармацевта, в своей книге дал описание около 1400 лекарственных растений и трав. Данный фундаментальный труд считался основным научным источником в этой области.
* Ученый по имени Дамири (1349-1405) точными сведениями о природе животного мира, которые он привел в своем труде "Хаятул-хаяван", значительно обогатил зоологию как науку. Ибн Аввам (XII век) стал известен в средние века своими книгами о сельском хозяйстве.

Социология и архитектура

* Ибн Халдун (1332-1406), являющийся одним из видных историков, был основоположником социологии как науки. Его произведения стали путеводной звездой для многих западных ученых.
* Когда речь заходит об архитектуре, прежде всего вспоминается зодчий Мемар Синан (1489-1588), увековечивший имя своими немеркнущими произведениями.

Промышленность

* Впервые фабрика по производству бумаги была построена в 794 году в Багдаде Ибн Фазлом, сыном визиря Гаруна ар-Рашида. Подобная же фабрика была построена в Египте в 800 году и в 950 году в Андалусии (юг Испании). В Европе такие фабрики стали действовать значительно позже. В Византии - в 1100 году, в Сицилии - в 1102, в Германии - в 1228 году, в Англии аж в 1309 году. Известно, что бумага является сырьем для производства книг. Фабрики по производству бумаги, которые были построены в странах исламского мира, таким образом указывают на ускоренное развитие науки.
Вернуться к началу Перейти вниз
F-1
Модератор
Модератор
F-1


Возраст : 99
Откуда : Europe

Исторический вклад мусульманских ученых _
 Исторический вклад мусульманских ученых Empty28.10.11 23:32

Машины востока (Золотая эпоха Ислама)


Вернуться к началу Перейти вниз
F-1
Модератор
Модератор
F-1


Возраст : 99
Откуда : Europe

Исторический вклад мусульманских ученых _
 Исторический вклад мусульманских ученых Empty03.11.11 5:26

теперь чуть подробнее чем было предложено выше.
думаю в будующем мы развернём более детальный и развёрнутый материал по каждой науке.


Вклад ислама в развитие мировой цивилизации

С начала VIII века в мусульманском мире появился большой интерес к
различным наукам. Правители заботились о сохранении, приумножении и
распространении знаний, высоко ценили ученых и создавали условия для
тех, кто желал целиком посвятить себя служению науке. Интерес к
постижению знаний начинался с изучения Священного Корана и арабского
языка. Мусульмане заучивали наизусть Коран и изречения Пророка, изучали
его жизнеописание и наставления. В исламском мире практически не было
без-грамотных людей. Даже старики и немощные люди обучались грамоте,
чтобы читать Коран на арабском языке. Повсеместное использование
арабского языка было одним из факторов, способствовавших распространению
знаний в мусульманских странах. В период правления халифа аль-Валида
бин Абд-альМалика (86/705-96/715) арабский язык был объявлен официальным
языком мусульманского Халифата.

Большое внимание уделялось развитию арабской письменности и сохранению
научного наследия. Книгоиздатели заботились о художественном и
графическом оформлении книг, качестве бумаги и переплета. Во всех
областях мусульманского мира были основаны публичные и частные
библиотеки, которые поддерживали тесные связи друг с другом. Труды,
появлявшиеся в Багдаде или Дамаске, посредством торговых караванов в
течение нескольких месяцев доходили до Магриба и Кордовы.

Тысячи книг, посвящённых толкованию Корана, хадисам Пророка,
мусульманскому праву, арабскому языку, поэзии мусульманских народов,
жизнеописаниям учёных и правителей, географии и прочим наукам, быстро
достигали самых отдалённых городов Халифата.

Библиотеки служили не только для хранения и чтения книг. Они были местом
научных собраний и дискуссий. В них переписывались труды учёных, в них
писали и творили многие великие мыслители. Знания были достоянием
общественности, и каждый желающий имел возможность воспользоваться
услугами библиотек и получить доступ к ценным и редким трудам.
Отсутствие цензуры, почтительное отношение к учёным, широкий доступ к
знаниям — всё это способствовало бурному развитию общественной и научной
мысли в Халифате, пробудило интерес к философии и естествознанию.

В период правления династии Аббасидов началась беспрецедентная по своим
масштабам кампания по переводу научных и философских трудов с различных
языков мира на арабский язык. Мусульмане по праву гордятся тем, что они
сохранили наследие предыдущих цивилизаций, способствовали дальнейшему
развитию философии и прочих наук. Уважительное отношение к чужой
культуре отличало мусульманских правителей от многих других
завоевателей. К примеру, после покорения монголами Багдада и падения
Кордовы были сожжены библиотеки и разрушены тысячи памятников
мусульманской культуры. По свидетельствам историков, в Кордове испанцы
сожгли около семидесяти книгохранилищ, в которых находилось свыше 1 050
ООО томов. Монголы после завоевания Багдада сбросили сотни тысяч книг в
реку Тигр, после чего вода в реке в течение трёх дней оставалась
чернильного цвета.

Интерес к переводам научных трудов зародился ещё в эпоху Омейядов, но
возродился с новой силой в период правления аббасидского халифа
аль-Мансура (136/754-158/775). Внимание мусульманских учёных привлекали в
первую очередь труды древнегреческих врачей и астрономов, чьё наследие к
тому времени было предано забвению, а многие рукописи были захоронены
вместе с их авторами. Мусульмане принимали книги античных мыслителей
вместо джизьи, обменивали на них пленных византийцев и просили
византийских чиновников найти книги, которые упоминались в уже
переведённых трудах. Благодаря этому некоторые из древних трудов были
извлечены из могил их авторов. Халиф аль-Мамун, основавший «Дом
мудрости» в Багдаде, щедро вознаграждал переводчиков, давая им столько
золота, сколько весила сама книга. На арабский язык были переведены
труды таких учёных античного периода, как Пифагор, Платон, Аристотель,
Архимед, Гален, Гиппократ, Евклид. К ним были написаны многотомные
комментарии, идеи античных философов были творчески осмыслены в свете
мусульманской традиции и получили дальнейшее развитие.

Расцвет науки и мысли в халифате пришёлся на XI-XIII века. Достижения
мусульманских учёных в различных областях знания способствовали развитию
военного дела, градостроения, мореплавания, хозяйственных и
общественных отношений. Благодаря этому известный востоковед Франц
Роузенталь справедливо охарактеризовал культуру мусульманского Востока
как «торжество знания».

Современные учёные из мусульманских стран — врачи, физики, химики,
биологи — продолжают вносить свой вклад в развитие мировой науки. Их
заслуги признаются не только на родине, но и в остальном мире.
Достаточно назвать имена выдающегося пакистанского химика, одного из
основателей Пакистанской академии наук Салимуззамана Сиддики (1897—
1994) или индийского врача, возродившего традиционную систему медицины
унани, Хакима Аджмал-Хана (1863-1927).

Научной общественности хорошо известны достижения пакистанского физика,
лауреата Нобелевской премии 1979 г. Абдас-Саляма аль-Кадияни (род.
1926); азербайджанского физика, создателя пяти фундаментальных научных
теорий, в том числе теории нечёткой логики, Лютфи Заде (род. 1921);
египетского геолога, одного из руководителей американской программы
полёта человека на Луну «Аполлон», ныне директора бостонского Центра
дистанционного сбора данных Фарука Эль-База (род. 1938).

Философия и социология. Толчком для развития философской мысли в
мусульманском мире послужило знакомство с трудами древнегреческих
философов. Попавшие под влияние древнеэллинских взглядов учёные охотно
опирались на принципы античной философии в своих рассуждениях. Первые
оригинальные трактаты по философии на арабском языке принадлежат Якубу
бин Исхаку аль-Кинди (801-866). Его работы, в которых дается оценка
воззрениям Сократа, Платона и Аристотеля, способствовали становлению
арабо-мусульманской философии.

Большой вклад в её развитие принадлежит Мухаммаду аль Фараби (870-950) и
Ибн Сине, больше известному как Авиценна (980-1037). Изучив наследие
античных мыслителей, они разработали собственную философскую концепцию,
близкую к неоплатонизму. Воззрения Авиценны, изложенные им в трактате
«Китаб аш-шифа», легли в основу сочинений знаменитого испанского
переводчика и философа Доминго Гонсалеса.

Выдающийся андалусский мыслитель Ибн Рушд (1126-1198) считается первым
средневековым комментатором Аристотеля. Под влиянием его сочинений во
Франции возникло направление, известное как «латинский аверроизм» (от
латинского варианта имени Ибн Рушда — Аверроэс). С другой стороны, его
труды способствовали формированию философских взглядов таких мыслителей,
как Альберт Великий (ок. 1206-1280) и Фома Аквинский (1226-1274).

Мусульманским учёным также принадлежит заслуга развития античных
представлений о государстве и обществе. Наиболее существенный вклад в
изучение методов и принципов исторического исследования внёс «отец
социологии» Абд-ар-Рахман бин Хальдун (1332-1406). Он создал учение об
эволюции общества, выявив законы становления, развития и падения
государства. Опередив европейских философов более чем на три столетия,
он предложил рассматривать историю как фундаментальную науку,
позволяющую анализировать изменение человеческого общества во времени.

Отношение философов к религии в определённой степени отличалось от
взглядов богословов, однако коранические идеи оказали существенное
влияние на творчество представителей как светской (фалсафа), так и
религиозной (калам) философии и на их отношение к личности, обществу и
государству. В мусульманском мире многие мыслители занимались
государственной деятельностью, медициной, астрономией, механикой,
музыкой и т. д. Их интерес к философии был продолжением этих занятий,
что также оказывало существенное влияние на их мировосприятие.

По-арабски писали и выдающиеся еврейские философы Маймонид (ум. 1204) и
Ибн Габирол (ум. 1167). Еврейские учёные, имевшие тесные связи с
христианским миром, сыграли ведущую роль в переводе трудов мусульманских
учёных на латинский язык. Арабо-мусульманская философия во многом
способствовала изменению отношения европейских мыслителей к
иррациональным религиозным догматам. Достижения мусульман объективно
предварили тот исторический переворот в европейском мировоззрении,
который привёл к дальнейшему развитию научной мысли и становлению
буржуазных отношений в Европе.

Алгебра и геометрия. Повышенный интерес к математике в эпоху правления
Аббасидов стал результатом развития торговли, архитектуры, астрономии,
географии и других областей знания. На арабский язык были переведены
трактаты древнегреческих, персидских и индийских мыслителей. Величайшим
вкладом мусульманских учёных в математику стало распространение
десятичной системы исчисления, которая очень скоро получила признание во
всём мире. Вместе с цифрами европейцами были заимствованы и новые
термины. Французское слово chiffre («цифра», «сумма», «код, шифр»),
немецкое Ziffer («цифра», «код, шифр»), английское cipher («код, шифр»,
«цифра», «ноль», «ничто»), так же как и французское zero («ноль»,
«ничто») и английское zero («ноль», «ничто»), произошли от арабского
сыфр, что означает «пустой». Соответственно, к нему же восходят русские
слова цифра и шифр. И хотя те цифры, которые пришли в Европу из
Халифата, приобрели нынешний вид лишь несколько веков назад, мы называем
их арабскими.

Примечание. В Европе некоторые цифры для экономии места изображались
боком (например, 2, 3, 7). Европейская цифра 8 никак не связана с
арабским эквивалентом. Её изображение происходит из сокращённой записи
латинского слова octo («восемь»).

Видным представителем багдадской школы был математик, географ и астроном
Мухаммад аль-Хорезми (780-850). Его трактат «Книга о сложении и
вычитании на основе индийского исчисления» дошёл до нас только в
латинском переводе. Это первый труд, в котором излагается десятичная
система счисления и операции, выполняемые в этой системе, включая
умножение и деление. От названия другой книги «Хисаб аль-джабр
ва-ль-мукабала» произошел термин «алгебра», за которым за-крепилось
значение науки об уравнениях. Слово «алгоритм», которое вплоть до начала
нового времени означало вычисление в десятичной позиционной системе,
происходит от латинизированного варианта имени учёного.

Другим выдающимся математиком и астрономом был сириец Мухаммед бин
Джабир бин Синан, больше известный как аль-Баттани (858-929). Он заложил
основы тригонометрии, ввёл в употребление тригонометрические функции
(синус, тангенс, котангенс) и произвёл новые, более точные вычисления
угла наклона эклиптики к экватору.

Большие заслуги в развитии математики принадлежат Сабиту аль-Баттани
(836-901), Мухаммаду аль-Бузджани (940998), Абу Бакру аль-Караджи (ум.
ок. 1030). Последний в своей известной работе «Аль-Фахри» разбирает
способы решения квадратных уравнений и извлечения корней выше второй
степени. Новые способы решения алгебраических уравнений описываются
великим поэтом и философом Омаром Хайямом (1040 — ок. 1123). В его
работах предпринимается попытка решения геометрических задач
алгебраическими методами, и поэтому исследователи называют его
отдаленным предшественником Декарта.

Азербайджанский ученый Насир-ад-дин ат-Туси (1201-1274) дал лучшее для
тех времён объяснение трудов Евклида по геометрии, сделал ряд дополнений
к его работе и способствовал дальнейшему развитию теории параллельных
линий. Персидский математик Джамшид бин Махмуд аль-Каши (ум. 1436) ввёл
десятичные дроби и указал на необходимость упрощения счёта путем
опускания разрядов, не имеющих значения при вычислениях.

География

Мусульманские учёные внесли большой вклад в развитие географии. Большую
роль в составлении географических карт сыграл астроном и философ Абу
Зейд аль-Балхи (235/849322/934). Его сочинение «Сувар аль-акалим» легло в
основу труда другого выдающегося географа и путешественника Ибрахима
аль-Истахри (X век). Его книга «Масалик аль-мамалик», содержащая цветные
географические карты и пояснительный текст, стала образцом для
традиционных трудов по географии. Автор разделяет страны на двадцать
областей, приводит путевые маршруты с точными расстояниями, приводит
ценные сведения по топографии городов, описывает климатические условия
разных стран, перечисляет ископаемые богатства, растительные продукты,
продукты животноводства и предметы торговли.

В начале пятидесятых годов X века аль-Истахри встретился с другим
путешественником из Багдада Мухаммад ом бин Хаукалем (ум. ок. 988). Он
много путешествовал по Северной Африке, Испании и Сицилии, объехал
Месопотамию, Иран и Индию. Ибн Хаукал указал на некоторые ошибки
аль-Истахри и по просьбе последнего взялся за переработку его труда.
Внеся исправления в разделы, касающиеся западной части Халифата, Ибн
Ха-укал назвал свою работу «Китаб аль-масалик ва-ль-мамалик».

Марокканский географ и историк аль-Идриси (1100-1166) составил подробную
карту мира и описал многие области Азии, Северной Африки и Европы. В
его работах приводятся ценные сведения о Волжской Булгарии и стране
башкир на Южном Урале. В атласе аль-Идриси, содержащем 70 карт,
указываются даже истоки Нила, которые европейцы открыли только в XIX
веке.

Энциклопедическим трудом по географии считается трактат «Муджам
аль-булдан» Якута аль-Хамави (1179-1228). Большой вклад в развитие
географии как точной науки внес Ибн Батута (1304-1369), путешествовавший
по странам и материкам в течение 29 лет. Не утратил своей ценности
многотомный труд «Сеяхет-наме» турецкого историка и путешественника
Эвлии Челеби (1611-1682), описавшего наблюдения, сделанные за более чем
полвека путешествий.

Многие европейские мореплаватели своими открытиями обязаны мусульманским
учёным. Христофор Колумб (14461506) в своих записках отмечал, что узнал
о существовании земли за Атлантическим океаном от мусульман. Известный
географ Ахмад бин Маджид (ум. ок. 1530) указывал путь Васко да Гаме (ум.
1524) во время его путешествия в Индию в 1498 г. Его перу принадлежит
сочинение о мореходстве в Красном море, Индийском и Атлантическом
океанах и среди островов к востоку от Индии.

Турецкий адмирал Пири Рейс (1465-1554) в 1523 г. составил карту мира,
которая хранится в одном из музеев дворцового комплекса Топкапы в
Стамбуле. Он изобразил на ней береговую линию Антарктиды задолго до 1820
г., когда русская экспедиция открыла самый южный материк. Часть карты
словно оторвана, на ней изображены Испания, Восточная Африка, известные
на тот период части Атлантического океана и Южной Америки, а также
Антильские острова. Из записей, сделанных адмиралом по краям карты,
важными являются пять замечаний, связанных с открытием Америки.

Астрономия

Интерес мусульман к астрономии определялся не только расширением
мусульманских владений и развитием мореплавания, но и кораническим
призывом размышлять над знамениями во Вселенной. Практически в каждом
крупном мусульманском городе функционировала обсерватория.
Астрономическими исследованиями занимались многие выдающиеся математики,
философы и географы. Сделанные ими открытия вдохновили на научные
изыскания таких европейских мыслителей, как Николай Коперник (1473-1543)
и Галилео Галилей (1564-1642).

Одной из заслуг мусульманских учёных было изобретение Ибрахимом
аль-Фазари (ум. ок. 777) астролябии — угломерного прибора для
определения положения звезд. Позднее он был усовершенствован андалусским
учёным Ибрахимом аз-Заркали (1028-1087). Модернизированный прибор был
назван плоской астролябией и на протяжении нескольких веков удовлетворял
требованиям путешественников и астрономов. В честь аз-Заркали названа
горная равнина на поверхности Луны — Арзахель.

Ахмад аль-Фергани (IX век) обнаружил пятна на Солнце и написал труды о
небесных сферах, движении небесных тел и др. Его работа о движении
небесных тел была переведена на латинский язык и вплоть до XVI века
служила настольной книгой мусульманских и европейских астрономов.

Великий среднеазиатский энциклопедист Абу Рейхан альБируни (973-1048)
был автором свыше 150 работ, треть которых посвящена астрономии. Он
рассчитал угол наклона эклиптики к экватору и радиус Земли, описал
изменение окраски Луны при лунных затмениях и солнечную корону при
солнечных, высказал идею о движении Земли вокруг Солнца и довольно точно
определил диаметр нашей планеты.

Своими открытиями в области астрономии и математики прославился
андалусский учёный Джабир бин Афлях (XII век). Ему принадлежит заслуга в
исправлении ряда ошибок Клавдия Птолемея, допущенных в знаменитом
трактате по астрономии «Альмагест». Под наблюдением Джабира строилась
первая европейская обсерватория в Севилье. В его честь был назван лунный
кратер Гебер.

Большой популярностью в Европе пользовались переведённые труды другого
андалусского астронома Нур-ад-дина альБитруджи (ум. ок. 1204).
Подвергнув критике теорию движения планет Птолемея, он изложил новую
теорию движения небесных тел. В его честь был назван лунный кратер
Альпетрагий.

Многие звезды были открыты и названы мусульманскими учёными.
Бетельгейзе, Ригель, Альтаир, Вега, Бенетнаш и десятки других названий
заимствованы европейцами из арабского языка. Астрономические термины
зенит, азимут, алидада и многие другие тоже имеют арабское
происхождение. Мусульманские ученые готовили календари, получившие
название манах. В них описывались погодные условия, указывалась
зависимость урожайности от астрономических явлений. От названия этих
изданий произошло слово «альманах».

Химия

Достижения мусульманских учёных в области химии ознаменовали переворот в
этой науке. Джабир бин Хайян (721— 805), известный как «отец химии»,
описал многие химические реакции и десятки химических веществ (купоросы,
квасцы, щёлочи, нашатырь и другие). Особое внимание он уделял минералам
и семи металлам, при описании которых он упоминал их плавкость,
ковкость и металлический блеск. В работах Джабира излагаются способы
получения уксусной кислоты, слабого раствора азотной кислоты, свинцовых
белил. Он также описал эффективный способ очищения руды от примесей и
производства стали, первым предложил использовать двуокись магния в
производстве стекла.

Большой вклад в развитие химии внес персидский врач-энциклопедист Абу
Бакр ар-Рази (864-925). Он первым получил серную кислоту и чистый спирт.
В его трактатах упоминаются такие химические приборы, как колбы, тазы,
стеклянные блюдца для кристаллизации, кувшины, горелки, нефтяные лампы,
печи для плавки, напильники, шпатели, фильтры из тканей и шерсти, ступки
с пестиками, металлические сита, песчаные и водяные бани. Ар-Рази
описал реакции плавления, фильтрования, дистилляции, растворения,
коагуляции. Впервые в истории химии он предпринял попытку
классифицировать известные ему вещества. С этой целью он разделил их на
три больших класса: минеральные, растительные и животные вещества.

Мусульманским учёным принадлежит заслуга в выделении фосфора и получении
чёрного пороха. Китайцы, которые первыми изобрели порох, использовали
для этого калиевую селитру, добываемую в природе. Это не только
исключало возможность массового применения пороха в военном деле, но и
значительно отягощало снаряды. Мусульмане использовали для оружейного
пороха смесь нитрата калия, угля и серы, что позволило им первыми
эффективно использовать начиненные порохом снаряды во время боевых
действий.

Физика

Значительных результатов мусульманские учёные добились в таких областях
физики, как механика и оптика. Заимствовав достижения древних греков и
индийцев, мусульманские специалисты развили механику до уровня
прикладной науки и научились эффективно использовать рабочую силу.
Механические средства постепенно вытесняли тяжёлый физический труд, и,
поскольку ислам запрещает обременять рабов и наёмных рабочих непосильным
трудом, исследованиям в этом направлении придавалось большое значение.

Глубокими познаниями в области физики обладал басрийский врач, математик
и астроном аль-Хасан бин Хейсам (9651039). Его трактат «Аль-Маназир»,
содержащий семь статей о свойствах света, считается одним из важнейших
средневековых трудов по оптике. Латинский перевод этой книги, не
терявший своей значимости на протяжении шестисот лет, вдохновил на
научные открытия британского физика Роджера Бекона (1214— 1294) и
немецкого астронома Иоганна Кеплера (1571-1630). Ибн Хейсам объяснил
законы отражения и преломления света, первым описал строение глаза и
функции каждой оболочки.

Мусульманские учёные делали открытия в разных областях физики.
Аль-Фараби (870-950) дал физическое объяснение звука. Абу Рейхан
аль-Бируни (978-1051) измерил атомный вес восемнадцати элементов, а
также плотность воздуха. Египетский астроном Абд-ар-Рахман бин Юнус (ум.
1009), работавший в обсерватории недалеко от Фустата, первым изобрёл
маятниковые часы. Абу-ль-Изз аль-Джазари (ум. 1206), автор трактата «О
знании инженерных хитростей», считается основателем кибернетики.
Персидский астроном Кутб-ад-дин Ширази (1236— 1311) на три столетия
раньше Декарта дал научное объяснение возникновению радуги.

Сделанные мусульманами открытия дали значительный толчок развитию
эмпирической науки в Европе. Основные законы механики, изложенные
Исааком Ньютоном (1643-1727), были подробно описаны в трудах Ибн Сины
(980-1037), Фахраддина ар-Рази (1149-1209) и Хибаталлаха аль-Багдади
(ум. 1165). Заслуга английского физика состоит в том, что он
систематизировал накопленные веками научные знания и способствовал
дальнейшему развитию механики.

Определённых успехов достигли и мусульманские естествоиспытатели. В 880
г. андалусский астроном и изобретатель Аббас бин Фирнас ат-Такурунни
(ум. 887) сконструировал первый летательный аппарат из птичьих перьев и
ткани. Он также соорудил планетарий и армиллярную сферу, изобрёл
оригинальный прибор для измерения времени. В его честь назван один из
лунных кратеров.

Мусульманские изобретатели не прекращали попыток покорить небо. В XVII
веке Газарфан Ахмад Челеби, используя орлиные крылья, пролетел с башни
Галата в Стамбуле до местечка Доганчы в Ускударе. В том же столетии
Лагари Хасан Челеби стал первым человеком, поднявшимся в воздух при
помощи ракеты. Свой успешный полёт ученый произвел по случаю празднества
в честь рождения дочери османского султана Мурада IV — Кая-Султан.

Медицина

Европейская медицина находилась в зависимости от мусульманской науки до
конца XVI века. Книги мусульманских врачей переводились на латинский
язык и служили учебными пособиями во всех европейских университетах. В
отличие от Западной Европы, в Халифате религия поощряла врачебную
практику и не связывала целительство с колдовством.

Одним из величайших врачей эпохи Аббасидов был учёный-энциклопедист из
Центральной Азии аль-Хусейн бин Сина (980-1037). Ему принадлежит целый
ряд важных открытий в области медицины. Он первым обнаружил
существование микробов, первым установил влияние психического состояния
человека на пищеварение, кровообращение и сердцебиение. Значительных
успехов Ибн Сина добился в хирургии. Он описал несколько видов общего
наркоза и местной анестезии, а также успешные операции по удалению
доброкачественных и злокачественных опухолей. Латинский перевод его
трактата «Аль-Канун» выдержал шестнадцать изданий в XV веке и двадцать —
в XVI веке. Эта книга преподавалась в Европе и мусульманском мире
вплоть до середины XVII века и считается самым изучаемым трудом по
медицине в истории человечества.

Большой вклад в развитие медицины внес Абу Бакр ар-Рази (864-925). Его
основные работы по медицине — многотомные сочинения «Аль-Хави» и
«Аль-Мансури». Благодаря его усилиям сильно изменилось отношение к
болезням и целительству. Он впервые ввел составление истории болезни для
каждого больного, составил рекомендации по сооружению больниц и выбору
места для них.

Ар-Рази был выдающимся хирургом. Он описал десятки хирургических
инструментов, в том числе инструмент для извлечения инородных тел из
глотки, одним из первых начал применять вату при перевязках и кетгут при
сшивании ран. Это позволило осуществлять операции на внутренних органах
без повторного вскрытия для удаления металлических проволок.
Прогрессивными были и его взгляды на лечение кариозных зубов. Он описал
анатомию зубов, категорически выступал против их удаления и для лечения
применял горячую нефть и пломбировочный материал из квасцов и мастики.
Значительных успехов до-бился ар-Рази и в излечении инфекционных
заболеваний. В его трудах приводится классическое описание оспы и кори с
указанием на возникновение у выздоровевших пациентов пожизненного
иммунитета. Для профилактики заражения оспой он применял оспопрививание.

Знаменитый врач Халяф аз-Захрави (963-1013) превратил хирургию в
самостоятельную науку и описал около двухсот хирургических инструментов.
Принадлежащий ему «Трактат о хирургии и инструментах» оказал огромное
влияние на развитие хирургии и был переведён на русский язык. Аз-Захрави
успешно проводил сложные операции, описал удаление части щитовидной
железы за девять веков до того, как подобные операции стали
осуществляться в Европе. Он проводил хирургические операции в ротовой
полости, при помощи специальных инструментов удалял зубной камень, лечил
переломы и вправлял вывихи нижней челюсти. В его трактате описаны
всевозможные виды щипцов, применяемые для удаления зубов. При
кровотечении из лунки он рекомендовал заполнять её измельчённым
купоросом или прижигать раскаленным инструментом.

Мусульманские ученые добились значительных успехов в различных областях
медицины. Изучив практику древнегреческих врачей, они шагнули далеко
вперёд и выявили у своих предшественников множество заблуждений. В
частности, было установлено, что печень человека состоит не из четырёх, а
из трёх долей. Абд-аль-Латыф аль-Багдади (ум. 1231) установил, что
нижняя челюсть представляет собой одну кость, а не две сросшиеся кости, а
крестец состоит из одной, а не из шести костей, как это утверждал
римский врач Гален. Дамасский учёный Ала-ад-дин бин ан-Нафис (1210-1288)
первым описал малый круг кровообращения и установил, что сердце
человека со-стоит из четырёх камер.

Мусульмане рассказали в своих трудах о сотнях видов растений, подробно
разъяснив их лечебные свойства и способны применения. Горькие
лекарственные препараты фармацевты помещали в различные оболочки.
Знаменитый ботаник из Андалусии Абдаллах бин Байтар (1190-1248) описал
около 1400 лекарственных растений, из которых около трёхсот ранее не
были известны медицине. Его труды, среди которых выделяется трактат о
лекарственных растениях, не теряли своей значимости вплоть до XVI века.

В мусульманском мире развитие получила и ветеринария. Пророк Мухаммад
призвал хорошо относиться к животным, запретил убивать их ради забавы и
бросать в них камни ради удовольствия, клеймить их, обрезать им уши и
хвосты. Ветеринары описывали различные заболевания животных, способы их
излечения, внешний вид и функции отдельных органов животных. Особое
внимание уделялось изучению заболеваний лошадей.
Вернуться к началу Перейти вниз
Domovoi
Euromost
Euromost
Domovoi


Откуда : Вашингтон

Исторический вклад мусульманских ученых _
 Исторический вклад мусульманских ученых Empty03.11.11 16:39

Очень интересное и познавательное видео.
Вернуться к началу Перейти вниз
F-1
Модератор
Модератор
F-1


Возраст : 99
Откуда : Europe

Исторический вклад мусульманских ученых _
 Исторический вклад мусульманских ученых Empty28.11.13 6:59

Небольшое дополнение

Какие изобретения подарили миру мусульмане

1. Кофе
Согласно одной легенде, араб Халид пас своих овец в Каффе, регионе южной Эфиопии, и заметил, что животные становятся энергичнее, когда едят определенные ягоды. Собрав их, Халид сварил первый кофе.
Первые сведения о вывозе зерен касались экспорта кофе из Эфиопии в Йемен. Уже в 15 веке его завезли в Мекку и Турцию, откуда кофе попал в Венецию в 1645 году. В Англию зерна привез турок Паскуа Роси в 1650 году, и открыл первую кофейню на лондонской улице Ломбард. Путь слова “кофе” весьма длинный: арабское “qahwa” превратилось в турецкое “kahve”. Итальянцы переняли его как “caff?”, у англичан появилось слово “coffee”, а у русских — “кофе”.

2. Камера
Древние греки считали, что глаза испускают свет и видят люди благодаря этому. О том, что на самом деле свет проникает в глаза, догадался Ибн аль-Хайтам (Ibn al-Haitham), мусульманский математик, астроном и физик, живший в 10 веке. Наблюдая за тем, как свет проникает сквозь щели ставней, он заметил, что чем меньше была щель, то тем лучше была видна картинка, и изобрел первую камеру-обскуру (“qamara” в переводе с арабского означает “темная или отдельная комната”). Также считается, что аль-Хайтам первым перевел физику из разряда философской науки в экспериментальную.

3. Шахматы
В шахматы играли еще древние индийцы, но игра значительно отличалась от той, которую мы знаем сегодня. Современный вариант шахмат появился в Персии, откуда и распространился на запад в Европу: в 10 веке в Испании игра была введена маврами.

4. Парашют
За тысячу лет до братьев Райт, идея создать летательный аппарат пришла в голову мусульманскому поэту, астроному и инженеру Аббасу ибн Фирнасу (Abbas ibn Firnas). В 852 году он спрыгнул с крыши мечети в свободно развевающемся плаще с прикрепленными к нему деревянными дощечками. Фирнас надеялся, что будет парить как птица, но у него не получилось. Плащ замедлил падение, и стал чем-то вроде первого парашюта, и ученый отделался легким испугом и незначительными ушибами. В возрасте 70 лет, усовершенствовав свой аппарат, Фирнас повторил свою попытку, спрыгнув с горы. Ему удалось продержаться в воздухе 10 минут, но в итоге он разбился при приземлении: дело в том, что к своему аппарату он не приделал хвост.

5. Мыло и шампунь
Ежедневное купание – одно из требований ислама. Возможно, именно поэтому мусульмане занимались улучшением рецепта мыла. Известно, что подобие мыла было и у древних египтян, и у римлян, но именно арабы догадались смешать растительные масла с гидроксидом натрия и ароматическими соединениями. В Англии шампунь появился в 1759 году, когда некий мусульманин открыл баню в Брайтоне.

6. Современная химия
Ябир ибн Хайян (Jabir ibn Hayyan) – ученый, превративший алхимию в химию. В 9 веке он открыл процессы, которые до сих пор используются в современной науке: дистилляция, кристаллизация, плавление, рафинация, окисление, выпаривание и фильтрация. Хайян открыл серную и азотную кислоты, и изобрел перегонный аппарат, благодаря которому в мире появились алкогольные напитки и ароматы, используемые в производстве духов.

7. Коленчатый вал
Коленчатый вал, устройство, превращающее ротационное движение в линейное, изобрел мусульманский инженер аль-Джазари (al-Jazari). Одно из самых важных изобретений механики, до сих пор являющееся одной из основных составляющих частей современных машин, первоначально использовалось в ирригации. Из книги инженера ясно, что он изобрел либо усовершенствовал вентили и клапаны, разработал первые механические часы. Аль-Джазари можно считать отцом робототехники. Замок с кодом – тоже его изобретение.

8. Стрельчатая арка
Стрельчатая арка – характерная черта европейских готических соборов, но идея таких арок была позаимствована из мусульманской архитектуры. Она была крепче полукруглой арки, используемой римлянами и норманнами, и, соответственно, позволяла строить более высокие и сложные зданий. Также европейцы переняли у мусульман идеи конструкции ребристых сводов и круглых окон-розеток. Европейские замки стали копией мусульманских с их бойницами, парапетами, барбаканами и квадратными башнями. Например, архитектором замка Генриха V был мусульманин.

9. Хирургические инструменты
Многие современные хирургические инструменты, включая скальпели, медицинские пилы, щипцы, тонкие ножницы, остались такими, какими их придумал мусульманский хирург аль-Захрави (al-Zahrawi). Именно он обнаружил, что кетгут, используемый для наложения внутренних швов, рассасывается в организме естественным путем и может быть применен при производстве медицинских капсул. В 13 веке, за 300 лет до Уильяма Гарвея (William Harvey), мусульманский врач Ибн Нафис (Ibn Nafis) описал процесс кровообращения. Мусульманские врачи изобрели анестетики и полую иглу для экстракции катаракты.

10. Ветряная мельница
Ветряную мельницу арабы изобрели в 634 году и использовали для перемалывания кукурузы и снабжения водой. В арабских пустынях единственным источником энергии был ветер, месяцами дующий в одном направлении, и этот источник использовали на полную мощность. У мельниц было 6 или 12 крыльев, покрытых тканью и пальмовыми листьями. В Европе первые ветряные мельницы появились только через 500 лет.

11. Прививка
Первыми идею прививки предложили не Дженнер и Пастер, а мусульмане. В Европу эта техника пришла из Турции в 1724 году, где в Стамбуле на эту процедуру обратила внимание жена английского посла. В Турции детям делали прививку от оспы за 50 лет до того, как вакцинацию открыли европейцы.

12. Авторучка
Первую авторучку придумали для султана в 953 году: правитель потребовал ручку, которая не пачкала бы его одежду и руки. Тогда система подачи чернил к кончику ручки была такой же, как сейчас.

13. Система нумерации
Вероятно, система нумерации, которую используют во всем мире, происходит из Индии, но форма чисел – арабская, и впервые появилась в печатном виде в работе мусульманских математиков аль-Хваризми (al-Khwarizmi) и аль-Кинди (al-Kindi) в 825 году. Прототипом слова “алгебра” стало название книги аль-Хваризми “Al-Jabr wa-al-Muqabilah”, причем принципы, описанные в ней, до сих пор используются. Результаты работы мусульманских математиков, включая алгоритмы и некоторые теории тригонометрии, попали в Европу только через 300 лет. Открытый аль-Кинди частотный анализ послужил основанием для развития современной криптографии.

14. Обед из трех блюд
Концепцию обеда из трех блюд – супа, после которого едят мясо или рыбу, за которыми следуют фрукты и орехи – принес в 9 веке с собой из Ирака в Кордову Али ибн Нафи (Ali ibn Nafi). Он также ввел в обиход хрустальные стаканы (изобретенные, кстати, уже вышеупомянутым Аббасом ибн Фирнасом).

15. Ковры
Ковры у средневековых мусульман считались неотъемлемой частью рая. Техника ткачества была довольно развита, постоянно появлялись новые краски, да и само искусство ткачей было не на последнем месте. В Европе же полы покрывали плетеными половиками, под которыми, вследствие плохой уборки, была куча мусора, кости, и не только. Неудивительно, что арабские и персидские ковры быстро прижились.

16. Чек
Если бы не мусульмане, чеков у нас не было бы. Само слово “чек” произошло от арабского “saqq”, которое означает письменное обязательство оплатить товар при доставке. Необходимость в чеках возникла из-за того, что перевозить деньги на большие расстояния было весьма опасно. Уже в 9 веке мусульманские бизнесмены могли обналичить чеки, выписанные на багдадские банки, в Китае.

17. Земля – шар
В 9 веке уже многие мусульманские ученые считали, что Земля имеет форму шара. По словам астронома Ибн Хазма (Ibn Hazm), доказательством служил тот факт, что “Солнце всегда находится вертикально к определенной точке на Земле”. Это было за 500 лет до того, как об этом догадался Галилей. Вычисления мусульманских астрономов были настолько точны, что они ошиблись меньше чем на 200 километров при определении длины экватора, предположив, что она составляет 40253,4 километра.

18. Торпеды и ракеты
Хотя китайцы и изобрели порох из селитры и использовали его в фейерверках, именно арабы догадались очистить его калиевой селитрой и применять в военных целях. Мусульманам удалось напугать и крестоносцев своим оружием. Уже к 15 веку они изобрели ракету, “самодвижущееся и сгорающее яйцо”, как они называли его, и торпеду, самодвижущуюся грушевидную бомбу со стрелой на конце, которая взрывалась во вражеских кораблях.

19. Сады
В средневековой Европе были огороды, но именно арабы рассматривали сад как место для отдыха и медитации. Первые королевские сады такого рода появились в 11 веке в мусульманской Испании. Родина гвоздик и тюльпанов – тоже мусульманские страны.


meta.kz/interesnie-fakti/847003-kakie-izobreteniya-podarili-miru-musulmane.html
Вернуться к началу Перейти вниз
 

Исторический вклад мусульманских ученых

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
EUROMOST :: Общество :: Религия :: Ислам-
Создать форум | ©phpBB | Бесплатный форум поддержки | Сообщить о нарушении | Последние обсуждения